Наверх

Cоветы родителям

Добрые советы мамам и папам!
 
Именно с этих слов – пожелания добра и здоровья, нам бы хотелось начать сотрудничество с каждым родителем, проявившим интерес к программе и возможностям нашего лагеря  и решившим доверить нам отдых своего ребенка.  Вы лучше всех знаете своего ребенка, поэтому только вы можете определить степень его готовности к самостоятельному пребыванию в детском лагере.   Отправляя своего ребенка в детский оздоровительный лагерь, родители, разумеется, начинают задаваться вопросами, и здесь вы можете получить ответы на самые часто задаваемые из них.  Зачем ребенку нужен отдых в загородном оздоровительном лагере?
 
 Отдых в детском оздоровительном центре имеет массу положительных моментов:
 
 1.Современный лагерь - это комфортабельный отдых с массой развлечений.
 2.Программы смен организованы с точки зрения психологического развития, возраста детей.
 3. Имеется замечательная возможность общения со сверстниками, которого так часто в последнее время не хватает детям.
 4.Летний лагерь не только организует отдых, он дает возможность детям поменять обстановку, почувствовать себя в другой среде, запастись впечатлениями на год вперёд.
 5.Временное освобождение от родительской опеки позволит ребенку развить в себе самостоятельность, ответственность и чувство собственного «Я».
 6.Нахождение во временном детском коллективе научит работать в команде, проявлять свои лидерские и творческие способности.
 7.Во время пребывания ребенка в лагере и вы можете заняться тем, о чем давно мечтали, и будете чувствовать себя отдохнувшими к моменту возвращения ребенка домой.

Какие факторы свидетельствуют о том, что ребенок действительно готов к своей первой поездке в лагерь?

Ребенок может быть готовым к непродолжительной разлуке с родителями примерно с 5-6 лет. Оптимальным возрастом, когда его можно отправить в летний лагерь, психологи считают 8-9 лет, хотя для многих и это рано. Поэтому, прежде чем планировать лето, внимательно присмотритесь к ребенку и оцените его возможности.
1.У ребенка должно быть личное желание  ехать в лагерь. Если ребенок категорически отказывается от предложения отдохнуть пару недель за городом, вероятно, он не готов расстаться со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.
2.Ребенка можно считать психологически готовым, если он общительный, легко вступает в контакт с взрослыми и сверстниками.
3.Ребенок должен иметь навыки самообслуживания и быть самостоятельным в бытовых вопросах. Даже если маленькому путешественнику 7 лет, он должен уметь самостоятельно переодеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами, застилать постель и следить за своей внешностью.
4.Решения, касающиеся лагеря (куда ехать, какие вещи с собой брать), должны приниматься совместно с ребенком, учитывая, конечно, степень зрелости ребенка и требования лагеря. Если ребенок чувствует свою вовлеченность в процесс принятия решений, шансы на получение им позитивного опыта в лагере увеличиваются.

С чем  придется столкнуться ребенку, впервые попавшему в оздоровительный лагерь?

Пребывание в лагере требует определенного уровня самостоятельности и психологической зрелости. Объясните сыну или дочери, что:
1.ребенку долгое время придется быть без родителей;
2.пространство лагеря совершенно незнакомо, и сразу запомнить, что где находится, не так-то просто;
3.правила пребывания в лагере поначалу неизвестны, но их выполнения требуются в обязательном порядке;
4.необходимо самому за собой ухаживать, например, содержать в порядке и чистоте одежду, тумбочку, постель; следить за своими вещами, чтобы не растерять предметы, без которых будет сложно обойтись — расческу,     зубную щетку и т.д.;
5.в незнакомом детском коллективе нужно найти  свое место;
6.ответственность за себя придется нести самому: решать, в какие кружки записаться, с кем дружить, в каких играх и забавах принимать участие.
В «Орлёнке»   принят самообслуживающий труд: уборка постели, спального помещения (по графику дежурства), территории лагеря, уход за своей одеждой. Дежурство по лагерю и столовой ребята старшего возраста осуществляют в совместной деятельности с педагогами и сверстниками.

Купание в душе

Купание в душе на территории лагеря происходит по расписанию. Так же в режиме дня лагеря выделено время для личной гигиены.

 Личная гигиена старших ребят

Воспитатели младших отрядов следят за гигиеной малышей, а старшие ребята делают это самостоятельно. Степень аккуратности у подростков разная, но мы предполагаем, что навыки поддержания чистоты собственного тела, смены нижнего белья в этом возрасте должны быть сформированы. Мы надеемся на самостоятельность подростков старших отрядов в самообслуживании и решении вопросов личной гигиены. Воспитатель обязательно напомнит, но не может оказать давление на подростка старшего отряда пойти искупаться, поменять носки, подстричь ногти. Поэтому мы просим родителей сотрудничать с нами и напоминать своим детям следить за собственной чистотой.

Стирка вещей

Дети сами стирают свою одежду. Для этого на территории лагеря находятся помещения для стирки и сушки белья. Дети стирают одежду в свободное время.

Уборка помещений

Уборка помещений общего пользования детского лагеря проводится ежедневно уборщиками служебных помещений. Соблюдение чистоты и порядка, уборка в спальных помещениях четырех летних корпусов осуществляется ее жителями самостоятельно по графику дежурства. Эта процедура не только дисциплинирует ребят, но и приучает их следить за порядком в своей комнате. Комнаты, в которых проживают дети в возрасте от 7 до 9 лет, убираются работниками лагеря.

Питание

Питание в лагере шестиразовое: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин.
Меню формируется в соответствии с требованиями и нормами СанПиН 2.4.4.1204-03 – основного нормативного документа детского оздоровительного лагеря. Питание в детском лагере соответствует диетическому столу детского заведения, предполагает отсутствие в рационе острых, соленых, жареных блюд, свинины, термически необработанной молочной и кисломолочной продукции. Желудок быстро приспосабливается к такой пище и, бывает, агрессивно реагирует на грубую еду в виде колбасных изделий, полуфабрикатов, чипсов и т.п., которую родители по незнанию привозят в виде гостинцев при посещении ребёнка. Такая еда первое время кажется непривычной для детей. Различные каши на завтрак и первые блюда на обед – особенно непривычны и нелюбимы детьми, так как современный рацион и детей и взрослых далек от идеального – часто исключает именно эти блюда из повседневного меню и заменяет бутербродами и фастфудом. Необходимо время, чтобы ребенок привык к подобной диетической пище. Непривычное или нежеланное блюдо в столовой не всегда означает невкусное. У нас работают очень опытные, именно в детском питании, повара, которые умеют вкусно готовить, а отзывы большинства ребят говорят о том, что мы не ошибаемся.

 Купание в бассейне

Безопасность купания детей в бассейне ДОЛ «Орлёнок» обеспечивает группа специалистов. Там постоянно находятся воспитатели, спасатель (тренер-преподаватель по плаванию), медицинский работник. В бассейне имеется необходимый спасательный инвентарь. Перед началом занятий проводится инструктаж и обучение. Ежегодно все сотрудники ДОЛ «Орлёнок» проходят курс обучения по оказанию первой доврачебной помощи.
Мы стремимся к максимальному использованию оздоровительного потенциала морских купаний. Но есть правила, которые ребята не всегда принимают. Во время купания нельзя нырять, покидать сектор купания, самостоятельно купаться за пределами детского пляжа. Об этом родители тоже должны рассказать своим детям перед поездкой в лагерь.
Часто родители обращаются к нам по телефону с просьбой разрешить ребенку пропустить морское купание из-за отсутствия желания. Возможно ли это?
Купание - это строго регламентированная процедура, требующая соблюдение жестких правил поведения на воде как от детей, так и персонала лагеря: медицинских работников, воспитателей, тренера-преподавателя по плаванию. Купание отряда требует присутствия в бассейне обоих воспитателей. Один воспитатель находится в воде вместе с детьми, другой следит за купающимися с бортика. Поэтому мы не можем разрешить одному из воспитателей остаться с детьми, которые не захотели идти в бассейн, так как один воспитатель не может обеспечить безопасность детей.

 Какие существуют способы создания нужного психологического настроя у ребенка?

Для одних людей поездка в лагерь является семейной традицией. Для других, наоборот, это противоречит их внутреннему миру. Если вы впервые отправляете ребенка в лагерь, то должны осознавать, что и вы сами, и ваш ребенок вместе учитесь расставанию, но ваша задача – поддержать его в этот нелегкий для него момент.
1.Родители могут рассказать о том, что такое лагерь, какие в нем правила. Хорошо, если вы вспомните и расскажете малышу несколько интересных историй из вашей «лагерной» жизни, покажете фотографии.
2.Дайте понять, что если ребенок будет соблюдать основные правила и проявлять доброжелательность в общении, отдых будет удачным. Вселите в ребенка уверенность, что он сможет хорошо провести время вдали от дома.
3.Если есть возможность, отправьте ребенка в компании знакомых ему ребят, так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе.
4.Чем спокойнее родители будут реагировать на отъезд ребенка, тем легче он воспримет разлуку и новые условия в лагере. Тревогой родителей «заражаются» практически все дети (особенно начальной школы). Психологами доказано, что у тревожных (истеричных) матерей дети с такими же показателями. Главное – не паникуйте сами!
5.Родителям необходимо как можно больше собрать информации о лагере: где находится, какие условия, кто будет воспитателем, какие кружки, секции, развлечения есть в лагере, когда можно приезжать к ребёнку и т.п. Тогда тревога уляжется.

Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой?

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря.
Что делать, если ребенок в первые дни часто звонит вам по телефону с жалобами на тоску? Конечно же, пообщайтесь с ним – ему важно услышать ваш голос и почувствовать, что вы на связи. Спросите, нашел ли он друзей в отряде, чем занимается, что узнал нового, интересного, какие мероприятия посетил? Если Вы чувствуете, что ваш сын или дочь не могут справиться с тревогой самостоятельно, позвоните начальнику детского лагеря.   Ваш звонок поможет предпринять необходимые меры для интеграции ребенка в группу сверстников.Иногда родители забирают ребенка из-за конфликтной ситуации. Это не всегда правильно. Ребенок, уехавший из отряда, осваивает стереотип поведения, при котором все его сложные жизненные ситуации должны разрешить родители. В конечном итоге формируется неуверенность в себе и своих силах, представление о собственной слабости перед враждебно настроенным сверстником. В будущем это перерастает в жизненный инфантилизм, уход от встретившихся проблем. Досрочный отъезд из лагеря может проявиться и на следующий год – боязнью поездки в детский лагерь. Даже находясь вдали от ребенка можно попытаться помочь ему, попробовав воспользоваться простыми советами.

1.Необходимо  расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, вместе поискать решение этих проблем.
2.Важно сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, следует настроить ребенка на хороший отдых.
3.Если ребенок жалуется, что его  обижают сверстники, необходимо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить воспитателя прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, приехать в лагерь, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания.
4.Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому может устроить истерику, как родителям, так и воспитателям. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.  В большинстве случаев то, что поначалу вызывало тревогу, обернется преимуществом. Обстановка непривычная, но сколько всего увлекательного! Коллектив незнакомый, но зато можно решиться и показать себя по-новому, более смелым и интересным! Нужно принимать самостоятельные решения, ведь это же здорово! Да, родители не подсказывают, но нет ни повышенного контроля, ни излишней опеки. Дети, преодолевшие трудности адаптации, радуются, что не уехали домой, а остался отдыхать.
 
Еще один «острый», но короткий период, — когда смена переваливает за середину. На несколько дней возвращаются тоска по дому, по родителям, усталость от общения в новом коллективе. Снова вы можете услышать жалобы ребенка и просьбы забрать его домой. Но это лишь на 2-3 дня. Затем открывается «второе дыхание»: дети понимают, что смена движется к концу, и спешат успеть то, что не смогут сделать дома.  Ближе к концу смены многие дети говорят, что им жалко уезжать из лагеря. Если вы слышите от ребенка такие слова, если он просит вас в следующем году еще раз отправить его в лагерь, значит, он получил от отдыха то, что ему было нужно!  Даже если первое знакомство вашего ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, «выучив этот урок», в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.

Посещение ребёнка

Мы  понимаем, что мамы и папы скучают и стремятся чаще навещать своих детей. Но когда вы забираете ребенка из отряда на долгое время, особенно в период адаптации, он пропускает важные и эмоциально насыщенные занятия и мероприятия направленные на сплочение отряда. Пока он отсутствует, остальные ребята из его отряда еще больше подружились, а он выпал из событийного поля. Подобные ситуации затрудняют процесс дальнейшей адаптации вашего ребенка в отряде, способствуют возникновению конфликтов и конфронтации со сверстниками.  Учитывая распорядок дня детских лагерей, ДОЛ «Орлёнок» приглашает родителей навещать своих детей в выходные дни (суббота, воскресенье) с 10.00 до 19.00. Имейте в виду, что ребенка из детского лагеря могут забрать только родители с предоставлением документов подтверждающих личность и родство (паспорт). Другие родственники должны иметь   нотариально заверенную доверенность.  В день своего приезда обязательно пообщайтесь с воспитателем, узнайте, как проявляет себя ваш ребенок в детском лагере, сообщите о своем желании взять ребенка для общения, заполните специальное заявление.  Постарайтесь не перекармливать своего ребенка в период посещения, к сожалению, такие случаи имеют место, и дети после отъезда родителей чувствуют себя неважно.

 Как помочь ребенку обрести самостоятельность?

Есть несколько простых советов по развитию самостоятельности, если до поездки в лагерь остается месяц.
1.Приучайте ребенка ухаживать за собой и своими вещами. Он должен помнить о том, что ему самому нужно чистить зубы, мыть голову, стирать мелкие вещи, уметь подобрать одежду по погоде.
2.Он должен научиться аккуратно, складывать одежду, помнить, что вещи нужно класть на свои места (чтобы в лагере потерять как можно меньше).
3.Научите пришивать пуговицы и зашивать небольшие дырки на одежде.
4.Подготовьте для ребенка удобные вещи. Рассчитайте запас «крупной» одежды так, чтобы малыш стирал ее только в случае необходимости. Продумайте, какую одежду и обувь нужно дать с собой, учитывая, что погода может быть разной. Собирайтесь вещи вместе с ребенком, чтобы он знал, где что лежит. Напишите список вещей, чтобы облегчить ему сборы домой по окончании смены.
5.Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены.
Первый опыт отдыха без родителей, так или иначе, отразится на развитии детской самостоятельности, как правило, в хорошем смысле. Важно и по возвращении ребенка домой поддерживать его инициативность, целеустремленность и ответственность. Тогда, вне всякого сомнения, самостоятельность ребенка поможет ему и во взрослой жизни.

Как реагировать на конфликты ребенка со сверстниками?

Один из страхов родителей надолго расставаться с ребенком связан с невозможностью защитить его от ссор, драк и конфликтов со сверстниками, вмешаться в ситуацию и предотвратить её. Такая позиция характерна для родителей, страдающих гиперопекой. Причины детских конфликтов разные, но задача взрослых не только их разрешить, но и научить правильно, предотвращать. В подростковом конфликте всегда виноваты обе стороны. Подростки находятся в том возрасте, когда не любят признавать свои ошибки перед сверстниками, перед родителями, особенно в момент обиды или гнева. Поэтому, когда дети рассказывают Вам о своей обиде, они нередко опускают факты собственной вины – так, вы формируете свое отношение, основываясь на неполной односторонней информации.  Детям сложно анализировать ситуацию, они не понимают, в какой момент допустили ошибки, которые привели к обидам и агрессии со стороны сверстников. Помните, что каждый ребенок приезжает в лагерь со своим ассортиментом социальных навыков, которые успели сформироваться к его возрасту, в соответствии с уровнем его социальной активности, особенностей воспитания и поведенческого примера родителей. У ребенка может не быть на момент конфликта поведенческого навыка решения сложной ситуации и мы деликатно стремимся помочь сформировать естественные для себя способы решения сложных ситуаций. Мы хотим предупредить ваши волнения и заверить, что особое внимание воспитателей уделяется оценке отношений ребят, эмоционально-психологическому климату в отряде, профилактике, предотвращению и разрешению конфликтов между ребятами. К этому вопросу мы подходим очень серьезно, глубоко вникаем в каждую ситуацию. Ежедневно в течение дня воспитатели следят за физическим и эмоциональным самочувствием ребят. Каждый вечер, когда дети засыпают, все мы – воспитатели, руководители, медицинские работники собираемся, чтобы разобрать сложные ситуации и возникающие трудности в каждом отряде, обсуждаем жизнь в лагере, планируем нашу деятельность.

 Можно выделить три основные стратегии по взаимодействию с детскими конфликтами:

1.Стратегия игнорирования. Несомненно, что дети получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка – это предельно ожесточенная точка межличностного конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что, если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.
2.Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дети делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. И для каких-то детей драка такого рода будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и «заочная» драка с наказывающим их взрослым.
3.Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения.
Можно, конечно, примирить ссорящихся универсальным педагогическим ходом – например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дети. Особенно, если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.

Попытайтесь научить ребенка следующим правилам поведения в конфликте, объяснив их действенность на практике:

 1.Дайте возможность инициатору конфликта выразить негативные эмоции, «выпустить пар».
 2.Попросите его обосновать свои претензии.
 3.Не давайте инициатору конфликта отрицательных оценок, а говорить о своем отношении к конкретным действиям и поступку.
 4.Попросите его сформулировать желаемую цель, пути и варианты достижения ее.
 5.Предложите высказать свои возражения и возможные варианты решения конфликта.
 6.Сделайте совместный выбор наиболее оптимального способа разрешения конфликта и оговорите взаимоотношения на будущее.
 
Овладев этими простыми правилами, ребенок сможет не только самостоятельно предотвращать личные конфликты со сверстниками, но и способствовать нахождению компромисса враждующих сторон, получив таким образом заслуженный авторитет «миротворца» и «грамотного дипломата» среди сверстников.
 

--------------------------------------------------------------------------------

ДОЛ «Орленок»

Республика Татарстан, 423450,
Альметьевский муниципальный район,
ГБУ «Альметьевское лесничество»,
Поташно-Полянское участковое лесничество

контактный телефон: (8553)39- 63- 86
факс: (8553)39- 63- 86
E-mail: KrotovaRR@alm-rnu.kaz.transneft.ru